;

КРЕАТИВ В БИЗНЕСЕ. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

18.06.2019

Креативность – это не божественный дар, которым обладают лишь избранные. Мыслить нестандартно и генерировать идеи может каждый человек независимо от рода деятельности и опыта, социального статуса, возраста, пола и хобби. Креативное мышление дано каждому.
Креатив системен и технологичен по своей природе, а вот творчество – стихийно. Его катализатор – вдохновение, порыв творца создавать и созидать, не преследуя коммерческой выгоды и не опираясь на потребности целевой аудитории. У креатива всегда есть задача и направленность на целевую аудиторию. Плод креатива – это готовое решение определенной задачи нестандартным способом или продукт, преследующий коммерческую, функциональную, социальную или любую другую цель.
В этой статье мы рассмотрим, как креатив используется в бизнесе, какие проблемы решает и какие методики для этого применяются.

 

ЗАЧЕМ БИЗНЕСУ КРЕАТИВ?

Креативный подход – это еще один инструмент для действующего и начинающего бизнеса. Применяется там, где стандартные методы решения бизнес-задачи не работают. Используя креативный подход, стартап может:
• создать оригинальный продукт или услугу;
• привлечь инвесторов;
• нестандартно заявить о себе в бизнесе;
• изящно обойти конкурентов.
Уже действующий бизнес с помощью креатива может разрабатывать или совершенствовать продукты/услуги, повысить продажи, оптимизировать бизнес-процессы, получить дополнительное конкурентное преимущество, мобилизовать и сплотить сотрудников. Всего этого можно добиться, применяя креатив? Да. С помощью регулярной тренировки креатива мы развиваем гибкость мышления, культивируя в себе умение отказаться от шаблонной парадигмы принятия бизнес-решений.

ТРЕНАЖЕРЫ КРЕАТИВНОСТИ

Креативное мышление – это врожденная способность мозга, тренируя и развивая его, мы можем добиться большего. Как профессиональный спортсмен, готовящийся победить на соревнованиях, придерживается тренировок и режима, так и регулярная тренировка креатива, системность и осознанный подход к генерации идей обеспечивает гибкость и скорость в формировании нестандартных решений для любых задач.
Методик, способов и подходов для развития креативного мышления существует много. Сегодня мы расскажем об основных трех: дизайн-мышление, ТРИЗ и латеральное мышление.
В целом они помогают:
• ускорить процесс создания новых идей и нестандартных подходов;
• значительно расширить количество генерируемых идей;
• обойти ментальные блокады и справиться с шаблонностью мышления;
• нестандартно решить проблему или задачу, а в случае, если решить задачу не получится – расширить взгляд на проблему.

Креативный подход систематизирует процесс поиска новых идей, задает верное направление мыслей и повышает вероятность получения нестандартного решения задачи. Сравним бизнес с тихой охотой. Каждый грибник мечтает найти Белый гриб Но если ходить по проторенным тропам в лесу, вероятность найти ценный гриб очень мала: до вас здесь уже были другие охотники. Если действовать по тем же принципам в бизнесе, что и конкуренты, их не обойти. И тем более не создать оригинальных продуктов или услуг. А если свернуть со знакомого пути в чащу леса, пройтись по новым тропам, вероятность найти ценный гриб увеличивается. Вот эти исхоженные дорожки – это шаблоны мышления, которые сужают наш взгляд на проблему, заставляя принимать стандартные решения. Применяя креативный подход, сворачивая со знакомого пути в чащу, мы получаем новый путь к решению задачи, минуя шаблоны, стандарты и ментальные барьеры.

ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ ИЛИ ИСКУССТВО СОПЕРЕЖИВАНИЯ

Дизайн-мышление – это практико-ориентированный подход для улучшения существующих систем, продуктов или услуг через сопереживание к человеку и его опыту. Например, если мы хотим улучшить условия общественного транспорта, нам необходимо стать на место пассажиров и понять, что именно доставляет дискомфорт, а что лучше не менять. Креативный процесс по данному методу предполагает 5 шагов:
• Эмпатия. Главная задача – определить эмоциональные и физические потребности людей, понять их мысли и мотивацию. Эта информация необходима для решения проблем конкретных людей, а не нашему стереотипному представлению о них. Одним из методов поиска информации может быть глубинное интервью.
• Фокусировка. Осознание и структурирование полученной информации, сегментирование инсайтов (инсайт – скрытая правда о поведении человека), постановка задачи.
• Генерация идей. На данном этапе важно сгенерировать и зафиксировать максимальное количество идей, направленных на закрытие инсайта.
• Прототипирование. Создание прототипов идей, разработка сценария и условий пользовательского взаимодействия.
• Тестирование. Тестирование прототипа на фокус-группе и получение обратной связи.

ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ. КРЕАТИВНЫЙ ПРЫЖОК В ВЫСОТУ

Камнями преткновения для создания прорывных идей являются паттерны мышления. Это своего рода образцы, находящиеся в нашем сознании, которые задают модель восприятия информации. Например, если мы слышим слово «мать», то в сознании каждого человека возникает портрет собственной мамы. Но ведь это могла бы быть Мать Тереза или Дева Мария. Наш мозг не хочет напрягаться, у него всегда готово стандартное решение – паттерн. Паттерны мышления контролируют внимание и сужают мировоззрение, провоцируя стандартную реакцию и стандартные способы решения задач.
Наш ум отдает предпочтение предсказуемому способу решения проблемы, следуя знакомому шаблону. Латеральное мышление разрушает паттерны, развивая способность мыслить нестандартно, игнорируя привычную логику и шаблоны. Методика латерального мышления – это батут для совершения креативного прыжка, провоцирующего поток нестандартных идей. Приземляя каждую идею, можно найти оригинальное решение, а если не получится найти решение сразу, то приблизиться к нему. Данный подход предполагает 4 шага:
• Фокусировка на задаче.
• Генерация абсурдных идей, применяя методы: провокации, инверсии, исключения, замены, гиперболизации и других.
• Фильтрация идей соответственно 2 критериям: эффективность и необычность.
• Выбор одной наиболее реализуемой идеи.

ТРИЗ. ОТ ПРОТИВОРЕЧИЯ К НЕСТАНДАРТНОМУ РЕШЕНИЮ

Основная идея Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) заключается в том, что технические системы развиваются через возникновение и устранение в них противоречий. Находя и устраняя противоречия в системах, можно найти нестандартное решение. Главное требование – в системе обязательно должен быть элемент, который необходимо улучшить.
Примером технической системы может быть мобильный телефон, функционирующий через взаимодействие составляющих его элементов. Социальная система – это, например, компания, где сотрудники, занимающие разные позиции и выполняющие разные функции, взаимодействуют между собой.

ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН

Для решения бизнес-задач креатив наиболее эффективен в командной работе. Для этого формируются мультидисциплинарные группы, которые решают задачу, применяя одну из креативных методик. Участники команд – сотрудники компании с разным бэкграундом и компетенциями. Чем разнообразнее компетенции участников, тем инновационнее решения получаются. Проведение креативных сессий не только решает или задает направление конкретным задачам бизнеса, но и создает условие для тимбилдинга. Сотрудники компании – это ваш основной ресурс, мобилизовав его, можно добиться эффективных результатов в решении задач и сплотить коллектив.
Мы в 4Press не только применяем креатив для решения бизнес-задач, но и обучаем наших клиентов, как его задействовать. Регулярное проведение креативных сессий для наших клиентов и обучение их креативному подходу помогает в решении тех бизнес-задач, с которыми шаблонное мышление не справляется или справляется недостаточно хорошо.

 

Бажаєте бути в курсі наших новин?
Залишити заявку 4press.com 4press.com 4press.com